Роль связистов в действующей армии трудно переоценить. Связь между подразделениями, между командирами и подчиненными обеспечивала оперативное взаимодействие во время сражений и помогала планировать боевые операции. Оставшись без связи, подразделение нередко оказывалось беспомощным. Поэтому неудивительно, что вопросам организации связи уделялось большое внимание, а в связисты старались брать умелых, опытных, отважных и бесстрашных людей – ведь им нередко приходилось сутками под огнем противника налаживать связь или чинить ее в случае обрывов. Фронтовики вспоминают, что искать обрывы нередко было очень сложно – приходилось ощупывать и осматривать буквально каждый сантиметр провода…
Одним из таких мужественных связистов был Василий Максимович Буханов. Он ушел на фронт в первый же день войны. Было ему тогда 29 лет. До войны он жил и работал в Ойрот-Туре (так тогда назывался Горно-Алтайск), был учителем в первой городской школе.
На фронт Василий Максимович прибыл в июле, стал командиром роты 167-го отдельного батальона связи 107-й стрелковой дивизии, которая воевала в составе Западного фронта. Перед дивизией стояла задача отбить у фашистов город Ельню, занятый врагом 18 июля. Бои за Ельню в 1941-м начались в августе и длились около месяца. Как отмечают военные историки, в боях за этот город советские воины проявили чудеса отваги; именно здесь родилась советская гвардия – после освобождения Ельни наиболее отличившимся соединениям впервые было присвоено звание «гвардейских». Такое звание присвоили и дивизии, в которой служил Василий Максимович Буханов. После этой операции она была преобразована в 5-ю гвардейскую стрелковую дивизию, а наш лейтенант получил свою первую награду и знак гвардейца.
В документах сказано, что 4 сентября у деревни Садки Ельнинского района при обеспечении связи командного пункта дивизии с командным пунктом 586-го стрелкового полка он с группой бойцов попал в окружение. «Лейтенант Буханов с боем вывел отряд из окружения, лично сам убил офицера и солдата. Связью командира дивизии с командиром полка обеспечил», — написано в наградном листе. Василий Максимович был награжден медалью «За отвагу».
Затем вместе со своими сослуживцами он участвовал в обороне Москвы, сражался под Воронежем, на смоленском направлении. В 1944 году был уже в звании капитана, служил помощником начальника штаба 17-го гвардейского стрелкового полка по связи. «За период боевых действий в Белоруссии полк не имеет ни одного случая перебоев в связи. Только благодаря его умелой организации связи командование полка могло реагировать по ходу боя и имело полную возможность управлять им в любое время суток, что приводило каждый раз к положительному исходу», — отмечал командир полка, гвардии подполковник Анатолий Иванович Банкузов. По его ходатайству капитана Буханова наградили Орденом Красной Звезды.
Весной 1945 года он был награжден Орденом Отечественной войны II степени. «Несмотря на особо трудные условия городского боя в Кенигсберге, организовал бесперебойную связь командования полка, которое могло все время в течение боя управлять своими подразделениями и имело перед собой точную обстановку, которую точно и своевременно передавало в вышестоящие штабы. При форсировании реки Преголя тов. Буханов получил от командира полка приказ руководить одной из переправ. Он с этой работой справился, батальон был переправлен быстро и без потерь. При выполнении этой задачи тов. Буханов был ранен, но не ушел со своего поста до тех пор, пока переправа не была закончена полностью», — описывается подвиг капитана в наградных документах.
После войны Василий Максимович вернулся в Ойрот-Туру, затем уехал в Барнаул, где работал преподавателем военного дела в педагогическом училище.
Напишите про Фефелова В.И.
И про Шанина И. А.