Авиация сыграла очень большую роль в Великой Отечественной войне. Руководство страны и вооруженных сил много внимания уделяло совершенствованию военно-воздушных сил, разработке новых типов самолетов и авиационного вооружения. Нередко в подборках фотографий о Великой Отечественной войне можно обнаружить снимки бомб с надписями «На Берлин», «Подарок Гитлеру», «По рейхстагу», «За отца и мать» и т. п. Надо понимать, что разработка бомб была трудоемким процессом, за которым стояли ученые и конструкторы, инженеры и испытатели. Одним из них был наш земляк, старший механик-испытатель Управления испытания авиационного вооружения Государственного Краснознаменного научно-испытательного института Военно-Воздушных сил Красной Армии гвардии сержант Александр Николаевич Машарин.
Он был родом из села Тюдрала Усть-Канского района Ойротии, ушел на фронт в 1942 году. Был зачислен в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию в качестве истребителя танков. 10 января 1943 года у деревни Громово (сейчас эти места находятся в Псковской области) был контужен и ранен в ногу. После непродолжительного лечения вернулся в строй. В одном из боев был ранен командир взвода, и тогда Александр Николаевич принял командование на себя, повел взвод в атаку, но и сам получил ранение. Вновь оказался на больничной койке, был награжден медалью «За отвагу».
Летом и осенью 1943 года участвовал в боях у города Духовщина, в ноябре опять был ранен и опять вернулся в строй, стал командиром минометного расчета. 21 декабря 1943 года в боях около Витебска был тяжело ранен в голову.
«5 февраля 1944 года зачислен для дальнейшего прохождения службы в НИИ АВ ВВС КА на должность механика авиавооружения. За время службы проявил себя как дисциплинированный младший командир, с успехом освоил новую для него специальность механика-испытателя авиационных боеприпасов, проявляя при этом трудолюбие и старательность», — так его характеризовало руководство, выступившее в сентябре 1944 года с ходатайством о награждении гвардии сержанта Машарина. В ноябре Александр Николаевич был награжден Орденом Отечественной войны II степени.
Государственный Краснознаменный научно-испытательный институт Военно-Воздушных сил к тому времени уже вернулся из эвакуации и базировался в Чкаловском, под Москвой. С начала войны это учреждение провело 2,2 тыс. испытаний, в том числе 209 по самолетам, 173 по моторам, 25 по воздушным винтам, 850 по спецоборудованию, 48 по материалам и конструкциям, было выполнено 306 научно-исследовательских работ. Благодаря работе института непрерывно совершенствовались конструкции самолетов, топливо и запасные части, авиационное вооружение. А это, в свою очередь, позволило в итоге выиграть не только битву за небо, но и разгромить нацистов в их логове.
После победы он вернулся на Алтай, окончил институт и посвятил всю свою жизнь работе с детьми. Работал учителем истории, был завучем и директором одной из школ. В 1985 году был награжден Орденом Отечественной войны I степени, имел и другие награды.
«Папа часто вспоминал, как его спас от смерти один из сослуживцев, пожилой мужчина, — рассказывает сын фронтовика Сергей Александрович. – Он вместо отца напросился пойти на задание и погиб. Папа после войны разыскал его семью, ездил к родственникам, объяснил, как погиб их сын. Они не знали, им тогда сообщили, что он пропал без вести».
«В одной из комнат своей квартиры Александр Николаевич организовал музей, где самый большой раздел был посвящен Великой Отечественной войне. По крупицам собирал документы, предметы боевых лет, о которых рассказывал детям. Этот музей посетили тысячи школьников, студентов, ветеранов. Был справедливым, неравнодушным и очень добрым человеком», — сказано на сайте «Бессмертного полка».