На Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года чести идти первым в колонне удостоился сводный полк Карельского фронта. С тех пор так повелось, что на парадах 9 мая на Красной площади первым среди штандартов фронтов несут штандарт именно фронта Карельского.
Обычно, когда речь заходит о Великой Отечественной войне, вспоминаются сражения на европейском направлении: на Украине, в Белоруссии, на Курской дуге, под Сталинградом. Об обороне Заполярья широкой публике известно не очень много, хотя это тоже яркий эпизод в истории войны, в котором было немало образцов мужества и героизма.
Карельский фронт был самым протяженным, однако в силу природно-климатических особенностей не имел сплошной линии фронта.
Блицкриг в Заполярье не удался, вермахт с первых же дней войны не смог здесь выполнить поставленных перед ним задач и захватить Мурманск. Гитлер понимал, что этот город станет важным перевалочным пунктом: здесь располагался крупный порт и база Северного флота, железная дорога, аэродромы. Через мурманский порт вскоре после начала Великой Отечественной начались поставки по ленд-лизу.
Несмотря на значительное превосходство нацистов в личном составе и технике, прорваться вглубь территории СССР они не смогли, а один из участков государственной границы и вовсе не смогли перейти. Пограничный знак А-36 на советско-финской границе все годы войны стоял на своем месте.
И все же, несмотря на провал планов нацистов в Заполярье, безоблачной и легкой ситуация здесь не была. Враг закрепился на хребте Муста-Тунтури в 40 километрах от Мурманска и на протяжении нескольких лет регулярно осуществлял бомбардировки города и порта, предпринимал вылазки против наших войск, устраивал диверсии. Наши части пытались выбить вермахт с занимаемых позиций, однако неприятель создал в скалах фактически неприступную крепость. Три с половиной года тут шли кровопролитные бои.
Непростой была ситуация и на других участках Карельского фронта, например на Ухтинском и Ребольском направлениях, на подступах к городу Беломорску. Здесь базировались преимущественно финские войска, а противостояла им 32-я отдельная горнострелковая бригада, у которой была задача своими активными действиями сковать силы противника и не дать им возможности перебросить свои резервы на Петрозаводское направление и к Ленинграду.
Наши разведывательно-диверсионные группы регулярно совершали боевые выходы в глубокий тыл финских войск. За период с 1942 по март 1944 года лыжники на Ребольском направлении совершили более 1,5 тыс. операций по тылам противника.
Одним из тех, кто сражался в этих местах, был полный тезка героя Отечественной войны 1812 года Семен Иванович Шубин из алтайского села Майма Ойрот-Туринской автономной области. Он ушел на фронт осенью 1941 года, когда ему исполнилось 19 лет, к 1943-му был командиром отделения 3-й роты 3-го отдельного лыжного батальона 32-й отдельной лыжной бригады. Почти ежедневно его рота участвовала в стычках с финскими войсками. Вот и 13 сентября 1943 года в одном из таких боестолкновений Семен Иванович проявил мужество и отвагу. Личным примером он увлекал свое отделение вперед на гарнизон врага. В этой схватке поставленная командованием задача была выполнена, опорный пункт финнов был ликвидирован, при этом лично сержант Шубин уничтожил двух солдат неприятеля. За проявленную в этом бою инициативность, решительность и смелось его наградили медалью «За отвагу».
Через полгода, 14 января 1944 года, в боях около озера Нок он был ранен, лечился в госпитале. К сентябрю 1944 года, после фактического выхода Финляндии из войны, ситуация на Карельском фронте значительно упростилась, и многие подразделения были направлены на запад, для борьбы с нацистами в их логове.
На 4-й Украинский фронт был направлен и 32-й горно-стрелковый батальон. В начале 1945-го в составе 38-й армии бывшие карельские бойцы воевали в Польше, а затем участвовали в освобождении Чехословакии. Отличился в тех боях и наш земляк. «Во время наступательных боев тов. Шубин умело управляет свои отделением, — сказано в документах. – В бою за деревню Бертольтау первым ворвался в деревню, огнем своего автомата уничтожил шесть немцев. При отражении контратак противника ручными гранатами убил двух немцев. Во время наступательных боев пять раз ходил в разведку и принес очень ценные сведения, которые обеспечили продвижение наших войск». За участие в боях в Польше и Чехии командование наградило Семена Ивановича Орденом Славы III степени.