Эти сентябрьские дни 1943 года стали периодом самых трудных испытаний в жизни Жанибека Акатовича Елеусова. Трудных и в то же время принесших ему славу настоящего бесстрашного и отважного героя. Это позже станет известно, что он оказался самым молодым из 25 Героев Советского Союза, ушедших на фронт с Ойротии — той осенью, когда он совершил свой подвиг, ему было 18 лет. Сам он в те осенние дни вряд ли задумывался о наградах, не до этого было…
22 сентября 25-й гвардейский стрелковый полк 6-й гвардейской стрелковой дивизии, где служил Елуесов, в районе сел Сорокошичи, Тужар и Ново-Глыбов вышел к Днепру и с ходу приступил к форсированию этой великой украинской реки. Задача была не из простых – на подступах к главному руслу под артиллерийским обстрелом противника предстояло преодолеть более километра заболоченных лесов, многочисленные протоки и старицы. Когда наши части вышли к реке, с правого берега открыли огонь немецкие автоматчики. Перед полком, в котором служил гвардеец Елеусов, стояла задача форсировать Днепр чуть выше впадения в него еще одной крупной водной преграды – реки Припять.
С наступлением темноты первый отряд наших бойцов, в котором был и Жанибек Акатович, переправился на противоположный берег Днепра и сформировал там плацдарм для дальнейшего наращивания группировки. Ведя огонь из своего пулемета, рядовой Елеусов дал возможность своему подразделению беспрепятственно форсировать реку.
Затем 25-й стрелковый полк вышел к восточному берегу реки Припять у села Германщина и приступил к переправе на западный берег, к южной окраине Чернобыля.
Вот как об этих событиях позже вспоминал сам герой:
Фашисты стали готовить психологическую атаку против нас, потому что знали, что мы попали в окружение. Наши силы были очень малы, но гвардейцы стали смело действовать. Вступили в жестокий, тяжелый бой. В это время командир роты Жихарев послал меня на самый тяжелый участок. Я чувствовал, что я для него опора в роте, он всегда смотрел на меня с надеждой и одобрением. Он мне опять говорит: «Ну, гвардеец Жанибек, как сибиряку и опытному командиру и пулеметчику даю тебе задание, посылаю на такой участок, где грозит смертельная опасность». И в самом деле, этот участок был для нашего отделения и взвода самый тяжелый, настоящий экзамен. Было это в 4 часа дня. Мы окопались на окраине села Яновка. Я тоже сделал окопы со своим отделением с левой стороны, остальные товарищи – вправо от нас.
Немцы стали стрелять из минометов, из артиллерии. Мы уже приготовились к отражению атаки, как вдруг идет целый батальон немецких солдат и офицеров, стреляют на ходу. Я внимательно слежу, проверил пулемет, всех предупредил, чтобы ни на шаг не отступали, кто чем может должен отбиваться. С правой стороны находился станковый пулемет товарища Гыдова, я его предупредил, что будем стрелять перекрестным огнем — это дает большие преимущества. Мы подпустили ближе к себе немцев и открыли огонь, со всех концов «заговорили» пулеметы. Немцы не выдержали яростного огня и стали отступать.
Мои ребята говорят: «Как сладко смотреть на их отступление, как на сибирские пельмени». Я их поддерживаю, а в голове мысль – они еще в такой момент шутить могут. Немцы еще несколько раз на нас наступали, но наши гвардейцы дали настоящий отпор. Мы показали характер, мужество, и целых два дня держали оборону в селе Яновка. Это было нелегко, сколько ребят тогда погибло. В третью ночь меня вызвал командир роты, тот самый Жихарев, и сказал: «Жанибек, ты пойдешь впереди роты, как разведчик. Мы находимся в тяжелом положении, окружены со всех сторон. Нас окружили танки и пехота противника. Наша задача – выйти из окружения».
… Было 3 часа ночи. Вдруг слышим разговор на немецком языке. Мы подошли близко к немцам и окопались. Стало светать. Вижу, от нас недалеко стоит повозка и привязана лошадь. Еще до рассвета я поставил пулемет около дороги и замаскировался вместе со своим помощником. Видим, что фрицы ходят недалеко от нас, примерно в 20-25 метрах. Вдруг один фриц подошел к лошадям. Сам матерый, как волк. Я не вытерпел, взял его на мушку и дал короткую очередь. Он упал, к нему подбежали другие немцы и стали отвязывать лошадей. Мы с Ваней вдвоем в упор стали стрелять в немцев. Вдруг вижу, из леса идут фашисты. Я бросился к своему пулемёту, быстро даю автомат своему помощнику, а сам открыл огонь по немцам из леса. Они меня не заметили, так как я сидел замаскированный. Я их подпускаю поближе к себе, и даю длинную очередь. Немцы не ожидали такого удара и стали бежать кто куда. Тут они нарвались на наш второй пулемет, где сидел мой друг Гыдов… Бой был очень жаркий. В этом бою убило и ранило многих. И меня ранило в голову, разорвало кожу. Кровь течет из головы, залила все тело, но я пулемета не бросил. Чувствую сильную боль, но надо терпеть, так как немцы жмут нас. Есть у нас клятва гвардейцев – ни шагу не отступать, а если потребуется – отдать жизнь. Пусть льется кровь, пусть болят раны, но это война.
Мне пришлось возиться с немцами три часа. Меня увидел командир Жихарев и приказал немедленно отправляться в санчасть. Но потом увидел мою злость, разрешил остаться в окопах. Это потом он вспоминал, что в тот момент я был зол, как собака. Даже смерть меня не взяла, испугалась. Это война заставляет человека быть злым. Может быть, благодаря этой злости мы смогли выйти из окружения. Когда закончился бой, мои товарищи привезли раненых. Я попрощался с ребятами, со своим дорогим командиром Жихаревым и ушел в санчасть. Этот бой длился шесть дней, а мне казалось, что был один длинный-длинный день.
О героизме Жанибека Акатовича доложили командиру полка Николаю Андреевичу Смирнову, который представил Елеусова к званию Героя Советского Союза. «При форсировании реки Днепр в ночь с 22.9 на 23.9.1943 г. первым переправился на правый берег реки и закрепился со своим пулеметом, дав возможность своему подразделению беспрепятственно форсировать реку. При форсировании батальоном реки Припять 25.9.1943 года противник с правого берега открыл сильный пулеметный огонь и не давал возможности переправиться на правый берег. Тов. Елеусов с риском для жизни со своим ручным пулеметом, достигнув правого берега, открыл сильный огонь по огневым точкам противника, подавил большинство их, обеспечил успешное форсирование реки всем батальоном», — сказано в наградном листе. Указ о награждении был подписан 19 октября 1943 года.
… За годы войны Жанибек Акатович был несколько раз ранен, ему удалили шесть ребер и легкое. Вернувшись с фронта на родину, он работал учителем в Яконуре, Кырлыке, был директором школы в Верх-Бело-Ануе, председателем Туратинского сельского совета. В 1957 году переехал в Казахстан, долгое время работал там учителем в одной из школ, потом жил в Джамбуле, где занимал должность начальника областного спортивно-стрелкового клуба ДОСААФ.
В 1985 году был награжден Орденом Отечественной войны I степени. Ушел из жизни в 1996 году в возрасте 70 лет.
Днепр — великая РУССКАЯ река!
Кому Родину прославлять, а кому Украину ругать…