Звезда Героя за отвагу и личный героизм при форсировании Днепра
Иллюстрация: Виктор Самойлов.

Звезда Героя за отвагу и личный героизм при форсировании Днепра

15 октября 2018 года, 10:00
1

Геннадия Дмитриевича Гордополова сразу несколько регионов России считают своим героем. Родился он в Горном Алтае, откуда был призван в армию, служил в Читинской области, закончил курсы младших лейтенантов, потом ушел на фронт. После войны работал и жил сначала в Забайкалье, затем в Красноярском крае, а потом – в Хакасии. Во всех этих регионах чтят память о Геннадии Дмитриевиче.

Помнят о нем и в белорусском городке Лоев. Именно за сражения в этих местах заместитель командира 1-го стрелкового батальона 43-го стрелкового полка 106-й стрелковой дивизии капитан Гордополов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Лоевский плацдарм. Наши дни. Фото: Игорь Ягубков.

Подвиг Геннадий Дмитриевич совершил 15 октября 1943 года при форсировании реки Днепр. В конце лета советские войска стремительно продвигались на запад, оттеснив немцев от реки Снов и подойдя к реке Сож. Однако с ходу форсировать эту водную преграду, имея целью освобождение от нацистов Гомеля, не удалось. «Противник, имея хорошо оборудованный оборонительный рубеж на подступах к городу Гомель, оказывал упорное сопротивление, сдерживая наступление наших войск, — сказано в штабных документах. – В связи с создавшимся положением командующий войсками Центрального фронта генерал армии Рокоссовский принимает решение основными силами 65-й армии форсировать Днепр на участке южнее Лоева. Развивая наступление в северо-западном направлении по правому берегу реки Днепр, выйти на коммуникации Гомельской группировки противника в районе Речицы, обеспечив тем самым захват 48-й армией города Гомель».

Появление наших войск у села Каменка, расположенного на левом берегу Днепра, оказалось неожиданным для противника. Он срочно подтянул к Лоеву в общей сложности 8 тыс. солдат и офицеров, 330 пулеметов, 570 минометов, 120 средних и тяжелых орудий, 10 танков. Непосредственно по берегу Днепра тянулась наскоро оборудованная первая линия траншей, вторая линия проходила по гребню высот, расположенных вдоль правого берега. Минных полей и проволочного заграждения противник не имел, очевидно, из-за недостатка времени на их оборудование. Под огневые точки были оборудованы отдельные каменные кирпичные дома в Лоеве.

Ширина реки в районе операции достигала 250-300 метров при глубинах от 2,2 до 12 метров. Бродов в месте форсирования не было, скорость течения достигала 0,6 метров в секунду.

Барельеф, изображающий форсирование Днепра в окрестностях города Лоев. Фото: Игорь Ягубков.

Перед форсированием в течение нескольких дней личный состав строил плоты и лодки. «Изготовленные переправочные средства подносились к берегу, где тщательно маскировались или закапывались в прибрежном песке, — сказано в докладе «Разбор наступательной операции 65-й армии с форсированием р. Днепр на участке Лоев – Радуль». – К постройке лодок было привлечено местное население и рыбаки. На носу лодок оборудовались места для пулеметов, к каждой лодке прикреплялись веревки для спасения раненых или тонущих. Для каждой лодки были заготовлены ветошь, деревянные заклепки, черпаки для откачивания воды, запасные весла и шесты».

К началу форсирования было построено в среднем по 200 лодок и по 200 плотов на каждую дивизию. Были проведены специальные занятия с гребцами, с рулевыми лодок и плотов; пехотинцы тренировались погружаться в лодки и сходить с них; офицеры изучали планы местности и занимались организацией взаимодействия между подразделениями и родами войск. Артиллеристы изучали огневые позиции противника и готовились к ведению поддерживающего огня. Перед форсированием бойцам штурмовых батальонов было выдано по 1,5-2 боекомплекта патронов, по четыре ручных гранаты, суточный сухой паек.

Тщательная подготовка к боевым операциям была характерна для Константина Константиновича Рокоссовского, который берег своих воинов и предпочитал брать умением, а не числом. И такой подход приносил положительный результат.

Барельеф, изображающий форсирование Днепра в окрестностях города Лоев. Фото: Игорь Ягубков.

Форсирование Днепра началось 15 октября в 6 часов 30 минут под прикрытием артиллерии и штурмовой авиации. 106-я стрелковая дивизия форсировала реку силами 1-го батальона и штрафной ротой – всего около 600 человек. Руководил штурмовой группой капитан Гордополов. За 25 минут наши части достигли противоположного берега и стремительно овладели первой линией траншей, расширяя занятый плацдарм. Вслед за штурмовым батальоном переправу начали главные силы дивизии. К 18:00, отразив контратаки противника силой до роты пехоты каждая, два полка 106-й дивизии продвинулись на 1,5-2 километра.

Форсирование Днепра южнее Лоева 15 октября 1943 г. Иллюстрация: «Память народа».

«В ходе боя тов. Гордополов захватил вражескую батарею 37 мм пушек и обратил ее против противника. Отразил три контратаки и овладел высотой 133,8, господствующей над опорным пунктом противника, — говорится в наградном листе. – За умелое руководство десантным подразделением по форсированию Днепра, захват плацдарма, за проявленную отвагу и личный героизм тов. Гордополов достоин присвоения звания Героя Советского Союза». Ходатайство командира 27-го стрелкового корпуса генерал-майора Филиппа Михайловича Черокманова было удовлетворено: Геннадию Дмитриевичу Гордополову указом Президиума Верховного Совета было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая звезда».

Г.Д. Гордополов. Фото: Официальный портал Красноярского края.

Лоевский плацдарм имел важное значение для дальнейшего наступления советских войск в Белоруссии. 10 ноября с него началась Гомельско-Речицкая наступательная операция, в результате которой были освобождены города Речица и Гомель.

Добавим, что это была не первая награда нашего земляка. Первую свою награду — Орден Отечественной войны II степени – он получил за то, что в районе деревни Озерки огнем из ручного пулемета сбил вражеский бомбардировщик, летевший на высоте 600 метров. Орден Красной Звезды Геннадию Дмитриевичу вручили за бой у деревни Ново-Рыжковская, где он со своим сослуживцем ползком подобрался к танкам, ведущим огонь по нашей пехоте, и два из них подбил гранатами. Орденом Красного Знамени его наградили за то, что при форсировании реки Снов в сентябре 1943 года он принял командование отрядом на себя, успешно форсировал реку и организовал преследование отступающего противника.

Очевидно, что такой деятельный и результативный командир принес бы еще немало побед своему полку, но в боях около Лоева капитан Гордополов был контужен и совсем потерял слух. После госпиталя его комиссовали, отправили служить на пограничную заставу на советско-монгольской границе, затем он был председателем колхоза, женился, стал отцом двух дочерей и сына. В конце 40-х неожиданно для всех он вновь начал слышать.

Бюст Г.Д. Гордополова в поселке Майна. Фото: Карта памяти.

Затем семья перебралась в Хакасию, в село Майна около Саяногорска. Геннадий Дмитриевич строил Саяно-Шушенскую ГЭС, а затем вышел на пенсию. Он умер в 1982 году. В Горно-Алтайске в аллее Славы установлен его бюст, именем Гордополова названа одна из городских улиц. Кроме того, бюст героя есть и в поселке Майна в Хакасии. А в городе Лоев в Белоруссии тем, кто форсировал Днепр 15 октября 1943 года, посвящен целый музейный комплекс.

Памятник участникам лоевского десанта. Фото: Игорь Ягубков.
Подписывайтесь на телеграм-канал Республики Алтай: оперативно рассказываем о главных событиях, ярко о нашей природе и с любовью – о людях. Ссылка https://t.me/solundar04

1 комментарий

Прокомментировать

Напишите комменатрий
Отправляя комментарий, вы принимаете на себя ответственность за его содержание и безусловно соглашаетесь с Пользовательским соглашением
Укажите ваше имя (ник)

Загрузка...