В октябре 1941 года вермахт наступал на восток. К этому времени нацисты заняли большую часть Украины, ожесточенные бои велись за Донбасс. Нелегко приходилось нашим войскам, однако большинство советских воинов не позволяли отчаянию взять верх. Стиснув зубы, они продолжали оборонять свою страну, показывали образцы мужества и самоотверженности.
За каждый клочок родной земли дрались сибирские кавалеристы из 49-й кавалерийской дивизии. Это сейчас Харьковская область находится в другом государстве, а тогда Родина у всех была одна, беда была общая, цель была единой. Среди кавалеристов было немало алтайцев, которые хорошо управлялись с лошадьми и добросовестно выполняли самые ответственные задания командования.
Например, красноармеец 4-го эскадрона 69-го кавалерийского полка Юрий Захарович Асканаков 16 октября отправился в разведку на передний край обороны противника. Отряд, в котором он находился, попал под пулеметный и минометный обстрел, однако разведчики сумели собрать нужные и ценные сведения о позициях неприятеля. В такой же рейд кавалерист Асканаков пошел и на следующий день. «Оба раза полностью выполнил приказ по разведке и дал ценные данные, — написано в наградном листе. – Находясь в бою, героически шел в атаку на противника. Во время одного боя у тов. Асканакова был убит конь, с убитого коня снял седло и вытащил его с поля боя. Тов. Асканакова является героическим, мужественным и ответственным».
В ноябре 1941 года Юрия Захаровича наградили медалью «За отвагу». Надо сказать, что он – в числе первых пяти воинов с Ойротии, награжденных в ходе Великой Отечественной войны.
Из документов известно, что Юрий Захарович родился в Улаганском районе в 1914 году, на фронт ушел из Саратана в 1941-м. Женой его была Александра Кирилловна Вагаева, которая работала учителем в местной школе с 1936-го по 1952-й годы. Сейчас ее именем в селе названа одна из улиц.
После сражений на Украине в составе 6-й гвардейской кавалерийской дивизии Юрий Захарович воевал на Смоленщине, затем участвовал в освобождении Белоруссии. Погиб он 25 июля 1944 года в боях около Гродно, у белорусско-польской границы. Судя по документам, его похоронили в лесу около хутора Крулёва Вода. Сейчас этого хутора нет, ближайший населенный пункт к месту захоронения – села Пласка и Малы Борек, входящие в состав Августовского повята Подляского воеводства Польши. Не исключено, что останки алтайского воина позже перезахоронили на братском кладбище в городке Августов.