18 октября 1944 года подразделения 2-го Украинского фронта сражались за городок Деречке в Венгрии, который был последним крупным узлом обороны вермахта на подступах к городу Дебрецен. Овладение Дебреценом было одной из целей начавшейся 6 октября Дебреценской наступательной операции.
В числе других подразделений в наступлении участвовал 5-й гвардейский танковый корпус, действия которого обеспечивала 5-я горная инженерно-саперная бригада. Перед саперами стояла задача обнаруживать минные поля и инженерные заграждения противника, ликвидировать их и обеспечивать безопасный проход танков и пехоты по местности. Очень часто саперы подвергали свою жизнь смертельной опасности, поскольку работали на территории, еще не зачищенной от врага, находясь при этом под пулеметным обстрелом противника. И, само собой, был риск подорваться на минах. Саперы почти всегда сопровождали разведывательные рейды и участвовали в схватках с неприятелем.
Яркий пример такой службы – боевой путь старшины из Ойрот-Туры (нынешний Горно-Алтайск) Ивана Васильевича Сарычева, которому в октябре 1944 года было 38 лет. На войну он ушел 25 июня 1941 года и почти сразу попал в саперные войска. Воевал на Донском, Юго-Западном, Воронежском, Сталинградском, Степном и 2-м Украинском фронтах.
В Сталинградской битве его бригада обеспечивала действиях легендарного 112-го гвардейского стрелкового полка, который с октября 1942-го вел бои у завода «Красный Октябрь» и показал чудеса стойкости и героизма. Отличился в сталинградских боях и командир отделения 1-й роты 104-го инженерно-минного батальона 5-й инженерно-минной бригады Сарычев. В январе его отделение обеспечивало наступательные действия 112-го полка. «13 января было дано боевое задание проделать проходы для танков в двух минных полях противника. Т. Сарычев с отделением выполнил эту задачу досрочно, работа по разминированию проводилась в 50-60 метрах от переднего края обороны противника, под непрерывным огнем его минометов, пулеметов и автоматов, — сказано в наградном листе. – Извлечено 34 противотанковые мины, из которых 32 мины извлек лично т. Сарычев. По разминированному проходу т. Сарычев провел три танка. На следующую ночь отделение под непрерывным огнем противника, в 20-30 метрах от него, соорудило два наблюдательных пункта для 112 гсп и выполнило задание досрочно. Отделение потерь не имело».
Так Иван Васильевич получил свой первый Орден Красной Звезды. Через несколько месяцев он был награжден вторым таким орденом. «Сарычев И.В. с группой саперов был придан для инженерного обеспечения 281-го гвардейского стрелкового полка 93-й гвардейской стрелковой дивизии. 19 июля 1943 года в 3:00 полк перешел в наступление на своем участке, — сказано в документах. – Следуя впереди наступающих войск, группа т. Сарычева имела целью устранение минных полей противника и блокировки его огневых точек. Продвижению наших частей мешали огневые точки. Верный присяге и Родине старший сержант Сарычев увлек за собой бойцов своей группы, ликвидировал пулеметную точку врага и сам лично уничтожил противотанковую пушку противника и ее расчет, дав возможность продвижению наших войск».
Кроме этих двух орденов к осени 1944 года Иван Васильевич был награжден также медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда», был дважды ранен.
18 октября 1944 года в составе группы разведки он захватил мост через канал на восточной окраине городка Деречке. Нацисты четыре раза пытались отбить мост, и он личным примером воодушевлял бойцов на сопротивление. «Ребята, не уйдем и не отдадим мост врагу», — говорил он.
«Отбил четыре яростным атаки противника, дважды с криками «Ура!» и словами «За Родину! За Сталина!» поднимался в атаку, удерживая мост до подхода подкрепления. Содействовал общему успеху наших войск», — констатировали командиры. За личный героизм и отвагу, проявленные в ходе Дебреценской наступательной операции, Ивана Васильевича наградили Орденом Славы III степени.
В последующем старшина Сарычев участвовал в освобождении Будапешта, победу встретил в Венгрии. После войны вернулся в Ойрот-Туру, затем переехал в Барнаул, где работал старшим инкассатором в Госбанке. «Иван Васильевич был очень трудолюбивым работником, мастером на все руки, добрым, любил играть в шахматы, очень любил свою семью и близких. Изготавливал мебель в свободное от работы время», — вспоминает его внучка Татьяна Павловна Смирнова.
Он ушел из жизни 27 января 1968 года. Сказалась рана, полученная им 27 ноября 1943-го, когда один из осколков мины вонзился ему в грудную клетку. Извлекать осколок в госпитале не стали – слишком велик был риск повредить во время операции сердце. Этот осколок, как говорят родные, через 24 года и перерезал аорту…