«Это бред собачий! — заявил «Экспресс-газете» ведущий эксперт Всемирного фонда дикой природы Алексей Вайсман, комментируя появившуюся ранее информацию о том, что в ходе незаконной охоты высокопоставленных чиновников в горах Алтая было убито 28 аргали. — Архары такими большими группами в это время года не держатся, поэтому с вертолета набить их такое количество невозможно в принципе. На мой взгляд, это специально запущенная чиновниками в прессу «утка», чтобы довести все до фарса, а потом заявить: «Вон, какую чушь люди порют!» На самом деле истребление редких животных таким способом происходит регулярно, а это двойная уголовщина: за охоту с воздуха тоже полагается срок. Наши политические и финансовые «шишки» считают за особую доблесть нарушить закон».
«Вскрывается все случайно, когда происходят подобные трагедии. У нас, например, есть все основания полагать, что гибель сахалинского губернатора Игоря Фархутдинова в авиакатастрофе 2003 года из этой же серии. Он разбился как раз в самых «бараньих» местах. А года два назад рухнули поляки в Магадане, я почти не сомневаюсь, что это тоже были охотники. Прекратить все это можно лишь одним способом – нужно посадить единственного оставшегося в живых чиновника «на всю катушку», — считает Вайсман.
Нужно отметить, что первое сообщение о расстреле 28 аргали было распространено Life.ru со ссылкой на руководителя Центра развития традиционного мировоззрения алтайцев Сергея Кыныева. Тезис о 28 аргали он впоследствии повторил и ряду других изданий. Господин Кыныев – один из самых активных участников движения, требующего привлечения к уголовной ответственности выжившего в катастрофе вице-премьера Республики Алтай Анатолия Банных, а также принятия Кремлем политических решений в отношении губернатора республики Александра Бердникова. Счесть Сергея Кыныева ретранслятором «чиновничьих» уток, конечно, сложно. Следует признать: источник «уток» находится в одном стане с господином Вайсманом, на первый взгляд, является его соратником и единомышленником. Однако цели WWF и цели большинства «алтайских протестантов» различны, именно поэтому и вышел этот казус с 28 баранами. Если для большинства российских экологов важно объективное и беспристрастное расследование алтайского инцидента и привлечение к ответственности виновных в незаконной охоте, то основная цель «алтайских протестантов» – политическая, а экологическая риторика многими из них используется потому, что власть допустила «косяк» именно в сфере природоохраны. Когда в права вступает политическая борьба, объективность приносится в жертву театральным эффектам.
Тем временем 9 февраля исполнился месяц со дня катастрофы, унесшей жизни семи человек. На следующей неделе пройдет месяц с тех пор, как Всемирный фонд защиты дикой природы и Greenpeace обратились в Генеральную прокуратуру с требованием провести расследование в связи с тем, что пассажиры вертолета охотились на краснокнижных животных. Поводом для обращения послужило распространение в интернете фотографий туш убитых аргали на фоне разбившегося Ми-171.
По хорошему, процессуальное решение по сообщению о преступлении (а именно так следует расценивать заявление экологов и публикацию фотографий в интернет-СМИ) должно приниматься в течение трех дней со дня поступления. Этот срок может быть продлен до 10, максимум – до 30 дней, однако для продления сроков нужны специальные разрешения (статья 144 Уголовно-процессуального кодекса). Однако до сих пор нет никакой информации о том, что какие-то мероприятия в рамках данной проверки проводятся.
Интерес СМИ к бредовым версиям происшедшего во многом обусловлен упорным молчанием со стороны правоохранительных органов. Конечно, следователь вправе принять решение не комментировать ход расследования. Однако эта алтайская история получила большой резонанс, в связи с чем СМИ стали сами сочинять следователей, сотрудников служб безопасности авиакомпаний и источников в правоохранительных органах, или даже приписывать реальным должностным лицам заявления, которые те не делали. Как тут не вспомнить известную поговорку пиарщиков: «Если вы не занимаетесь связями с общественностью, то они занимаются вами».
Статья 258. Незаконная охота (Уголовный кодекс РФ)
1. Незаконная охота, если это деяние совершено:
а) с причинением крупного ущерба;
б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;
в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении (Уголовно-процессуальный кодекс)
1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.
2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия…