В сентябре и октябре 1943 года наши войска вели тяжелейшие бои на Лютежском и Букринском плацдармах, которые располагались на правом берегу реки Днепр. Командование Красной армии намеревалось использовать их для освобождения Киева. Понимая эти планы, фашисты пытались ликвидировать плацдармы, бросали в атаку танки, авиацию и артиллерию.
В итоге главный удар на Киев наносился с Лютежского плацдарма, однако не меньшую роль в освобождении столицы Украины сыграл и Букринский плацдарм у села Григоровка. К концу сентября он простирался на 11 км по фронту и до 6 км в глубину, на нем сосредоточились 27-я и 40-я армии, мотострелковые части 3-й гвардейской танковой армии. Фашисты считали, что именно отсюда будет наноситься главный удар, поэтому сконцентрировали здесь десять дивизий, в том числе пять танковых и одну моторизованную.
О мужестве и героизме советских воинов, сражавшихся на Букринском плацдарме, написаны книги и сняты фильмы, например повесть Юрия Бондарева «Батальона просят огня» и фильм «Прорыв». Немало сибиряков отличились в этих боях. Ранее мы писали о Герое Советского Союза Илье Тимофеевиче Осипове, который участвовал в переправе через Днепр на данный плацдарм. Среди других отличившихся воинов был и Василий Григорьевич Бадин – 40-летний уроженец алтайского села Анос. Он ушел на фронт осенью 1941 года, служил в артиллерии, сражался под Воронежем, на Курской дуге, затем принимал участие в освобождении Украины.
Василий Григорьевич был замковым 4-й батареи 2-го дивизиона 24-й гвардейской отдельной тяжелой пушечной артиллерийской бригады 1-го Украинского фронта. На вооружении батареи были 152-миллиметроые гаубицы МЛ-20, в расчет которых входили несколько так называемых орудийных номеров – то есть военнослужащих, каждый из которых во время боевых действий выполнял у орудия свои обязанности. Четкое разделение обязанностей позволяло без лишней суеты подготовить орудие к бою и вести огонь по позициям неприятеля. Кроме того, каждый орудийный номер должен был хорошо знать работу всего расчета и технические характеристики орудия, чтобы в случае потерь суметь заменить товарища.
В расчет орудия обычно входили командир, заряжающий, наводчик, установщик, снарядные и замковый. Замковый открывал и закрывал затвор орудия, следил за длиной отката и состоянием ствола. После выстрела, если ситуация развивалась штатно, он докладывал командиру «Ствол чист, откат нормальный», что было сигналом для подготовки к следующему залпу. В противном случае было необходимо скорректировать положение орудия либо принять иные меры к устранению препятствий для работы гаубицы.
«21 октября 1943 года в боях за расширение Букринского плацдарма замковый Бадин с исключительной энергией и быстротой работал за орудием для обеспечения быстрейшего темпа огня, — сказано в наградном листе. – Его орудие в составе батареи подавило огонь 3-х батарей противника, одна из которых частично уничтожена, рассеяна автоколонна и подбита одна автомашина с грузом».
«В боях за освобождение Киева тов. Бадин с еще большей энергией работал около орудия, помогал другим номерам, орудие не имело ни одной задержки в вызове огня. Тов. Бадин – дисциплинированный, энергичный, исполнительный боец».
За участие в боях на Букринском плацдарме Василия Григорьевича наградили медалью «За отвагу».
Киев был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 6 ноября 1943 года.