В 20-х числах октября 1943 года войска Западного фронта предприняли вторую попытку наступления на оршанском направлении в Белоруссии. Однако, как отмечают военные историки, в силу недостатков планирования и переоценки собственных возможностей эта попытка оказалась безуспешной. Войска сумели продвинуться максимум на 5-6 километров, зато потеряли при этом 4787 человек убитыми и 14315 ранеными.
Среди раненых был и пулеметчик 609-го стрелкового полка 139-й стрелковой дивизии Даниил Дмитриевич Сооноков (так его фамилия указана в наградных документах, хотя не исключено, что в них допущена ошибка и фамилия его — Сороноков), ушедший на фронт из Кош-Агачского аймака Ойротской автономной области (нынешняя Республика Алтай). Ранен он был 25 октября в боях около села Ленино Могилевской области Белоруссии.
До революции село это называлось Романово, а в 1918 году большевики переименовали его в честь вождя пролетариата. При этом справедливости ради надо сказать, что к императорской фамилии дореволюционное название отношения не имело, однако новым властям любые отсылки к дому Романовых не нравились. Ассоциации с императорской фамилией возникли и у немецких оккупантов, которые заняли это село летом 1941 года. Узнав, что раньше оно называлось Романово, нацисты вернули селу прежнее название. Село стало центром волости, из числа лояльных нацистам местных жителей было сформировано подразделение вспомогательной полиции. В 1942 году на окраине села состоялось несколько массовых казней — расстреляли евреев, коммунистов, а также людей, заподозренных в связях с партизанами.
Село было освобождено 13 октября 1943 года. Битва под Ленино – значимое событие для существовавшего в социалистической Польше Войска Польского. Именно здесь 1-я польская пехотная дивизия имени Тадеуша Костюшко, ставшая основой Войска Польского, приняла свое боевое крещение. Бок о бок с поляками сражались и наши солдаты, в том числе и Даниил Дмитриевич Сооноков.
Немцы были выбиты из Романово-Ленино ценой немалых потерь, и до 21 октября советские и польские войска приводили в себя в порядок. Однако последовавшее затем наступление, как мы писали выше, успеха не принесло. В частности, 139-я дивизия, в которой служил рядовой Сооноков, регулярно подвергалась артиллерийскому и минометному обстрелу. Было предпринято несколько попыток разведки, но и разведчики не смогли преодолеть линию обороны противника.
25 октября в 14:00 части дивизии пошли в наступление в направлении Андеклова и Блажни. Наступление фактически велось «вслепую», наугад, без должного разведывательного и артиллерийского обеспечения. Встретив мощную оборону и плотный огонь, наши войска были вынуждены отойти. В том бою дивизия понесла большие потери. Тяжелое ранение получил и Даниил Дмитриевич – осколок мины раздробил его левое плечо и задел ребра. К счастью, до сердца осколок не добрался.
В госпитале наш земляк провел несколько недель. За это время его дивизия в составе Западного фронта еще раз предпринимала попытку прорвать оборону вермахта на оршанском направлении, и вновь безуспешно. Провал Оршанской наступательной операции Западного фронта повлек разбирательства в Государственном комитете обороны. Специальная комиссия пришла к выводу, что командующий Западным фронтом не справился с поставленной задачей и был снят с должности. Лишились должностей также начальник артиллерии и начальник разведотдела. Войска фронта перешли к длительной обороне и активные действия предприняли уже в следующем, 1944 году.
После лечения пулеметчик Сооноков вернулся в свой полк. Он прошел войну до победного конца – участвовал в освобождении Белоруссии, Польши, затем воевал в Германии. За годы войны он был ранен четыре раза – в правую ногу, в обе руки, а весной 1945-го вражеская пуля вскользь прошла через его правую щеку. Везучий был человек Даниил Дмитриевич – будь у пули другая траектория, не сносить бы ему головы.
День Победы он встретил в госпитале в окрестностях немецкого городка Карштедт. Вскоре после выписки – в июне 1945 года – за совокупность боевых заслуг Даниил Дмитриевич был награжден Орденом Красной Звезды.