С 12 октября 1944 года части 346-й стрелковой дивизии Красной армии обороняли участок фронта в районе железнодорожной станции Иечи и хуторов Миэмис, Озолмежи и Тюлыги, занятые в ходе Прибалтийской стратегической операции. Противостояли им части 87-й пехотной дивизии вермахта, некогда одного из самых прославленных воинских подразделений Третьего рейха. В 1941 году эта дивизия участвовала в битве за Москву и ближе всех немецких войск – на расстояние 33 километра, смогла подойти к Кремлю.
Однако триумфальное шествие вермахта к столице нашей Родины было остановлено, фашисты были отброшены, а 87-я пехотная дивизия была направлена подо Ржев, затем в Белоруссию, а осенью 1944 года попала в Курляндский котел. Эмблемой дивизии было изображение черного сердца, а неформальное название ее было Grünes Herz, то есть «зеленое сердце».
Ночью 28 октября 1942 года в расположение «черных-зеленых сердец» проникли старший сержант, командир отделения пеших разведчиков 1168-го стрелкового полка 346-й дивизии Никита Артамонович Дмитриев и красноармеец Иван Филиппович Ильиченко. Перед ними стояла задача захватить на высоте 22,6 контрольного пленного. Бесшумно ползком добравшись до первой линии траншей, смельчаки забросали гранатами две пулеметные точки, уничтожив в общей сложности 11 солдат и офицеров противника, одного унтер-офицера захватили в плен и доставили его в штаб дивизии. За этот ратный подвиг оба разведчика получили Ордена Славы III степени.
У Никиты Артамоновича это была уже не первая награда. Он родился в 1914 году в селе Камлак в Ойротии (сейчас – Республика Алтай), участвовал в войне с августа 1941 года, в 1943 году угодил в штрафную роту, в составе которой в первом же бою получил ранение. Тогда штрафники освобождали один из населенных пунктов около Дебальцево на Донбассе. Отделение, которым командовал Дмитриев, первым ворвалось в село и приняло бой с противников. В ходе столкновения восемь нацистов были убиты, в том числе трех немецких солдат уничтожил Никита Артамонович. Кроме того, гранатой он уничтожил ручной пулемет, огонь которого мешал продвижению нашей пехоты. В том бою он был ранен, эвакуирован в госпиталь, где получил известие о том, что его наградили медалью «За отвагу».
После госпиталя его направили в 346-ю стрелковую дивизию, где он возглавил отделение пеших разведчиков. Он освобождал от нацистов Запорожье, Крым, Белоруссию, а осенью 1944 года участвовал в освобождении Прибалтики. К октябрю 1944 года имел в общей сложности пять ранений! В январе 1945 года был ранен в шестой раз – осколок попал ему в ногу. После лечения его направили в распоряжение 243-го гвардейского стрелкового полка 84-й гвардейской стрелковой дивизии, где гвардии старший сержант Дмитриев стал помощником наводчика станкового пулемета 3-й пулеметной роты. В конце апреля победного 1945 года его подразделение участвовало в штурме города-крепости Пиллау (сейчас это город Балтийск Калининградской области России). «Тов. Дмитриев, проявляя мужество и самоотверженность, не считаясь с опасностью для жизни, мужественно вел бой с противником, поддерживая огнем своего пулемета наступление стрелковых подразделений», — сказано в наградном листе. 26 апреля 1945 года он был ранен в седьмой раз, но с поля боя не ушел. «После перевязки продолжил неуклонно продвигаться вперед, — говорится далее в документах. – За время боя тов. Дмитриев огнем своего пулемета уничтожил свыше 40 вражеских солдат и офицеров, а также содействовал захвату в плен свыше 200 немецких солдат».
За проявленный во время штурма цитадели Пиллау героизм гвардейца Дмитриева наградили Орденом Красного Знамени.
Вот, так Старший сержант Дмитриев! Спасибо за статью, на которую я вышла, занимаясь поиском местечка Бумбули в Прибалтике, за взятие которого 1 декабря 1944 года мой отец мл. лейтенант Серёгин Виктор Максимович, командуя взводом (в составе 156 стр. дивизии 1 Прибалтийского фронта) был награждён орденом «Красного Знамени». В описании Подвига написано, что их атаку на высоту отбивали дважды, а на 3-й раз взвод в рукопашную уничтожил 22 фашистские морды. Спасибо!