В течение нескольких месяцев в конце 1944 года войска 1-го Белорусского фронта удерживали Наревский плацдарм, который располагался на западном берегу реки Нарев около польских городов Пултуск, Сероцк и Ружан. Немецкая армия, командование которой называло плацдарм пистолетом, направленным в сердце Германии, предпринимала большие усилия для того, чтобы «срезать» наревский выступ.
На плацдарм были брошены элитные танковые подразделения СС, однако выполнить волю Гитлера они не смогли. Потеряв беспрецедентное количество танков – более 400 за несколько недель – вермахт был вынужден перейти к обороне.
Красная армия тоже приостановила активные боевые действия на плацдарме, занималась усовершенствованием оборонительных порядков, наращивала силы для дальнейшего рывка на запад, занималась подготовкой личного состава, тщательной разведкой позиций неприятеля, вела бои местного значения.
На рубеже Лубеница – Нестенпово (сейчас это территория Пултуского повята Польши) оборону держала 37-й гвардейская стрелковая дивизия, а противостояла нашим воинам печально известная 35-я пехотная дивизия вермахта под командованием генерал-лейтенанта Иоганна-Георга Рихерта. Это подразделение вермахта весной 1944 года устроило резню в концентрационном лагере около деревни Озаричи в Гомельской области Белоруссии. Несколько тысяч мирных жителей были зверски убиты и замучены немцами за отказ сотрудничать с оккупационными властями и поддержку партизан. Вот с такими вот нелюдями сражались наши воины.
В журнале боевых действий 37-й дивизии в записях от 25-26 ноября 1944 года сказано, что противник в течение двух суток активных действий живой силой не предпринимал, «вел обычную ружейно-пулеметную и артминометную перестрелку». Командир дивизии, получив сведения о том, что немцы начали производить оборонительные работы около трех отдельно стоящих домов на южной окраине села Нестенпово, приказал в ночь на 26 ноября выдвинуть стрелковый взвод, усиленный станковым пулеметом, и занять эту позицию.
В выполнении этого приказа участвовали бойцы 118-го гвардейского стрелкового полка. Задача была выполнена в срок и без потерь во многом благодаря саперу Истрату Петровичу Поздееву, который обеспечивал проход группы через минное поле. «25 ноября 1944 года, действуя в составе группы юго-восточнее села Нестенпово, обнаружил минное поле и снял 104 мины, — говорится в наградном листе. – Двигаясь дальше, обеспечивал продвижение нашей пехоты на более выгодный рубеж. Всего за этот день т. Поздеев проверил 250 метров пути в направлении движения нашей пехоты, в результате чего наша пехота без потерь заняла более выгодный рубеж». После этого Истрат Петрович установил снятые ранее 104 немецкие мины перед новыми порядками нашей обороны.
За эти события гвардейца Поздеева наградили Орденом Красной Звезды. Это была не первая его награда – несколькими месяцами ранее он получили две медали «За отвагу». Одна из них была за то, что при прорыве обороны противника 24 июня 1944 года он первым вышел к траншее противника и под огнем снял 15 мин в минном поле, тем самым дав возможность пройти наступающим подразделениям. В другом случае он под огнем противника установил перед передним краем нашей обороны более 400 мин, сняв при этом с немецкого минного поля 120 мин.
Истрату Петровичу было тогда всего 20 лет. Он родился в 1924 году на Алтае, в селе Шульгин Лог, на фронт ушел из Ойрот-Туры (нынешний Горно-Алтайск) в 1942 году, в августе 1943 года был ранен. Воевал на Центральном фронте, затем участвовал в боях в Белоруссии, Польше, Германии.
Добавим, что с Наревского плацдарма Красная армия зимой 1944-1945 годов начала наступление сразу в нескольких направлениях. Он стал ключевым для Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской, Восточно-Прусской операций.
… 8 мая 1945 года командир 35-й пехотной дивизии вермахта Иоганн-Георг Рихерт был взят в плен. Его судили в Минске и казнили в январе 1946 года за военные преступления против мирного населения Белоруссии.
Честь и Слава Истрату Петровичу Поздееву.Низкий поклон!!!!