«Утро морозное. Дует северо-западный ветер, разыгрывается пурга, — так в некотором смысле лирически начинается запись в журнале боевых действий 150-й стрелковой дивизии от 28 ноября 1942 года. А затем лирики становится куда меньше, начинается описание суровых военных будней. – В течение ночи противник вел артиллерийский и минометный огонь из районов рощи Поповой, сельхозшколы, Огибалово, Хирево. В 9:30 наша артиллерия подавляла огневые точки противника в районах Огибалово, Турово, Хирево, Морозово, роща Попово».
В подавлении этих огневых точек непосредственное участие принимал старший лейтенант, заместитель командира минометной роты Михаил Семенович Алтайчинов.
«В бою с немецкими захватчиками в районе города Белого 28 ноября 1942 года после выбытия командира роты принял командование на себя, — сказано в наградном листе. – Под его командованием минометным огнем было уничтожено свыше 300 немецких солдат и офицеров, подавлено восемь минометных батарей, уничтожено 16 огневых точек».
Михаил Семенович за этот бой был награжден медалью «За отвагу». Немало алтайских воинов проявили мужество в боях у этого города в ходе Второй Ржевско-Сычевской наступательной операции. На днях мы рассказывали о подвигах Николая Тихоновича Неметова и Анатолия Захаровича Казанцева, которые начинали свой боевой путь именно у города Белый. Осенью 1942 года туда было переброшено несколько дивизий, сформированных в Сибири. В этом городе, расположенном в Тверской области, сейчас есть улица Сибирская. Городским властям и общественности можно было бы задуматься о том, чтобы назвать одну из своих улиц Алтайской – в память о бойцах из Ойротии, отбивавших этот город от нацистов в 1942-м. Михаил Семенович Алтайчинов был одним из них.
Он родился в 1911 году в Улале (нынешний Горно-Алтайск), на фронт ушел в 1942 году добровольцем. Оказался в 150-й дивизии, которая формировалась в Новосибирской области. В окрестностях Юрги добровольцы несколько месяцев проходили обучение воинскому искусству, а затем были направлены на Калининский фронт и вступили в схватку с оккупантами.
После боев у Белого дивизию, в которой служил Михаил Семенович, перебросили под Великие Луки, где рота под его командованием уничтожила более двухсот солдат и офицеров вермахта, три подводы с боеприпасами, две машины с военным имуществом.
В апреле 1943 года дивизия за боевые заслуги была преобразована, стала 22-й гвардейской стрелковой дивизией, а старший лейтенант Алтайчинов был назначен командиром стрелкового взвода 2-го стрелкового батальона 65-го полка. Осенью он воевал на Смоленщине, и в бою за деревню Садки, действуя на правом фланге, приблизился со своим взводом к противнику, стремительно бросился в атаку и выгнал немцев с занимаемого рубежа. «Сам лично тов. Алтайчинов в этом бою уничтожил четырех немцев, его взвод первым ворвался в деревню, чем помог выполнить задачу, поставленную перед батальоном. В боях за деревню Ляды и Панское 5 и 7 октября все время находился во главе взвода, увлекая за собой бойцов и уничтожив четырех немцев», — сказано в документах. За эти подвиги командование 19-го стрелкового корпуса, в составе которого тогда воевала 22-я дивизия, наградило Михаила Семеновича Орденом Отечественной войны II степени.
Только вот получить эту награду алтайский воин не смог – 29 сентября 1943-го он погиб у деревни Новое Село во время наступления на Оршанском направлении в Белоруссии.
Гвардии старший лейтенант Алтайчинов похоронен в братской могиле в селе Буда Дубровенского района Витебской области Белоруссии. В этой могиле покоится прах 2312 воинов…