В начале декабря 1942 года в самом разгаре было сражение за Сталинград. 23 ноября советские войска окружили сталинградскую группировку вермахта, однако до полного ее разгрома оставалось еще почти два месяца. Нацисты поначалу держались бодро, ждали помощи извне, верили своему фюреру и были убеждены, что по воздушному транспортному коридору их снабдят всем необходимым, а фельдмаршал Эрих фон Манштейн вот-вот в ходе операции «Винтергевитте» («Зимняя гроза») прорвет кольцо окружения и вермахт продолжит свое победное шествие на восточном фронте. А до тех пор следует удерживать каждый рубеж, совершенствовать оборону, молиться и верить…
Сейчас мы знаем, как все в итоге получилось. Два зимних месяца под Сталинградом стали для Третьего рейха самым трагическим эпизодом своего существования. Не считая окончательного разгрома в 1945 году, конечно. Многие историки, кстати, считают, что именно тогда, в ноябре-декабре 1942 года, и были созданы предпосылки для грядущей Победы.
Однако в те дни боевой дух вермахта, несмотря на трагические обстоятельства, был еще очень высок. Немецкие войска были хорошо подготовлены, они использовали свои тактические преимущества, методично готовили инженерные сооружения и не собирались сдаваться без боя. Каждый новый рубеж давался нашим войскам нелегко.
Например, в начале декабря перед 21-й армией стояла задача уничтожения группировки противника в районе сел Мариновка, Карповка и Дмитриевка. Здесь были расположены мощные узлы обороны вермахта – ведь именно в этих селах должна была произойти «зимняя гроза», здесь навстречу окруженным нацистам должен был наступать «спаситель» Манштейн, именно здесь планировалось прорвать советское окружение.
Ежедневно в этом районе разворачивались ожесточенные сражения. Например, 3 декабря задачу атаковать Дмитриевку поставили перед подразделениями 277 стрелковой дивизии. «В 14:20 одним полком пошла на боевые порядки с левого фланга, но под сильным огнем противника залегли в 600 метрах от западнее Дмитриевки, — сказано в журнале боевых действий 21-й армии. – Вечером и ночью противник из районов Мариновка и Дмитриевка неоднократно переходил в контратаку при поддержке танков». Контратаки продолжились и на следующий день, в них участвовали два батальона пехоты и восемь танков. Наши войска к исходу дня незначительно продвинулись вперед – буквально на 200-300 метров, село занять не сумели. В боевых столкновениях 3-4 декабря потери дивизии составили 18 человек убитыми и 86 ранеными.
Много было забот у санитарной роты – раненых, а если хватит сил, то и убитых, под огнем противника следовало вместе с оружием вынести с поля боя и доставить в медчасть. Раненых волокли на плащ-палатках, несли на собственных плечах, ползком, под бомбежкой, пулеметным и артиллерийским огнем. Первую помощь истекающим кровью бойцам чаще всего оказывали санинструкторы – те, в чьи обязанности входила транспортировка раненых с поля боя. Это был тяжелый труд, командование и однополчане понимали это, уважали и ценили тех, кто им занимался. Еще летом 1941 года нарком обороны в одном из своих приказов постановил, что за вынос с поля боя 15 и более бойцов полагаются государственные награды.
Как следует из наградных документов, санинструктор санитарной роты 852-го стрелкового полка 277-й стрелковой дивизии Григорий Максимович Кобелев только 4 декабря вынес с поля боя 34 бойца и командира с их оружием. На следующий день приказом командира полка Григория Максимовича наградили медалью «За отвагу». Ему в то время было 30 лет, родился он в деревне Камлак Шебалинской волости Бийского уезда Томской губернии (сейчас это село находится на территории Шебалинского района Республики Алтай). На фронт он был призван в 1942 году и сразу попал на один из самых тяжелых его участков – под Сталинград.
Битвы у села Дмитриевка продолжались еще несколько недель, а затем из этого района началось наступление наших войск в рамках операции «Кольцо», целью которой было рассечение сталинградской группировки вермахта надвое и ее уничтожение. Сталинградская битва закончилась 2 февраля 1943 года победой наших войск.
Григорию Максимовичу, как и другим участникам этой битвы, вручили медаль «За оборону Сталинграда», и после короткой передышки он в составе своей дивизии продолжил боевой путь. Сражался на Украине, в Белоруссии, получил еще одну медаль «За отвагу». В марте 1943 года, занимая должность командира отделения боепитания, старшина Кобелев под минометным огнем обеспечил бесперебойное снабжение наступающих частей боеприпасами и вынес с поля боя свыше 60 винтовок и два станковых пулемета.
Затем Прибалтика, Польша… Долгожданную Победу он встретил в окрестностях Дрездена, в Германии. После войны вернулся на родину, затем жил в Казахстане. В 1985-м, в ознаменование 40-летия Победы, был награжден Орденом Отечественной войны II степени.