12 декабря 1941 года в самом разгаре была Клинско-Солнечногорская наступательная операция, в ходе которой ударами четырех армий, в том числе 1-й ударной, удалось разгромить основные силы двух фашистских танковых групп под Москвой в районе Клина, Истры, Солнечногорска и создать благоприятные условия для дальнейшего наступления на запад.
Операция началась 6 декабря, а 12 декабря был освобожден крупный подмосковный город Солнечногорск. В освобождении города принимали участие несколько подразделений, в том числе 239-й отдельный лыжный батальон, в котором служили сибиряки-алтайцы. Он был сформирован в Бийске в сентябре 1941 года, 7 ноября принял участие в параде на главной площади этого города. Сразу после парада бойцы маршем проследовали на железнодорожный вокзал, погрузились в эшелоны и отбыли на запад. Среди воинов было немало тех, кто был призван из Ойротии.
Батальон поступил в распоряжение 1-й ударной армии и в битве за Москву участвовал на разных участках фронта. 12 декабря перед 2-й ротой этого батальона была поставлена задача захватить и удерживать опушку леса в окрестностях поселка Вертлино, чтобы впоследствии обеспечить проход наших танков. Рота с задачей справилась и взяла опушку под контроль, однако враг вскоре попытался отбить территорию и перешел в контратаку, которая была отражена. В течение дня немецкие пехотинцы атаковали наши позиции шесть раз, но безуспешно – сибирские лыжники стояли насмерть и до прихода подкрепления удерживали опушку. Среди тех, кто отличился в этом бою, был 30-летний Николай Иванович Горин из Ойрот-Туры (нынешний Горно-Алтайск). Его героизм был отмечен медалью «За отвагу».
Благодаря решительности и смелости подразделений РККА, город Солнечногорск был освобожден от нацистов. Уже через несколько дней его производственные мощности были восстановлены и нацелены на нужды наступающих войск. На здешних заводах и мастерских было отремонтировано и создано несколько десятков танков, сотни орудий и пулеметов.
После того, как враг был отброшен от столицы, алтайский лыжный батальон был направлен в район Старой Руссы, где в марте 1942 года старшина Горин был ранен. После госпиталя вернулся в свою часть и продолжил боевой путь, освобождал от нацистов Псков, Эстонию и Латвию. За годы войны был трижды ранен, один раз контужен, дважды награжден медалью «За отвагу».
Николай Иванович Горин не мог вернуться после госпиталя в свою часть, т. к. 239-й ОЛБ был расформирован в мае 1942 г. Геройский старшина воевал уже в пехоте-матушке…