Николай Васильевич Сидохин до войны жил в Чойском районе Ойротской автономной области Алтайского края, работал в одном из лесозаготовительных предприятий. Когда нацисты напали на Советский Союз, ему было 33 года. В числе первых он пришел в райвоенкомат, и уже в июле прибыл в действующую армию. Боевое крещение принял в Белоруссии, будучи стрелком 436-го полка 155-й стрелковой дивизии. Наши войска тогда пытались остановить наступление вермахта, однако, как мы помним из истории, попытки Красной армии были в тот период безуспешными, наши войска несли огромные потери и оставляли врагу один рубеж за другим.
Уже в начале августа Николай Васильевич был ранен. После непродолжительного лечения в госпитале вернулся в строй, во время одной из атак первым ворвался в траншеи противника, уничтожил пулеметную точку противника. В этом бою он вновь получил вражескую пулю. Его опять госпитализировали и 30 декабря 1941 года за проявленное мужество в боях за Родину наградили медалью «За отвагу».
В середине января 1942 года рядовой Сидохин вновь был в строю, а 1 мая в боях в районе поселка Селижарово Тверской области был контужен и потерял слух. Его эвакуировали далеко в тыл, фактически на малую родину – в госпиталь №1319, который располагался в Рубцовске.
В такие эвакогоспитали поступали тяжело раненные воины, большинство которых после излечения демобилизовали. Полтора месяца потребовалось Николаю Васильевичу для того, чтобы прийти в себя и суметь самостоятельно передвигаться. Вскоре его зачислили в штат госпиталя, он работал здесь санитаром. Много страдания и горя повидал он, работая в этой должности. В конце декабря 1942-го сюда стали поступать десятки тяжело раненых и изувеченных людей из Сталинграда, рук не хватало, на помощь приходили местные школьники… После смены, вспоминают местные жители, многие из них рыдали – столько боли и мучений, смертей их окружало, что невозможно было сдержать слез. Но во время смены плакать было нельзя, наоборот, нужно было поддерживать моральный дух изувеченных войной пациентов.
Более двух лет служил красноармеец Сидохин в Рубцовске. Регулярно просился на фронт, на передовую. Да куда там – контузия давала о себе знать. Но все же к лету 1944 года врачи констатировали, что слух к нему вернулся, в целом состояние его было удовлетворительным. Мог бы остаться в тылу, но сердце рвалось в бой, хотело отомстить врагу за мучения советских воинов.
25 сентября 1944 года Николай Васильевич прибыл в распоряжение 106-го стрелкового полка 29-й Полоцкой Краснознаменной дивизии. В те дни дивизия участвовала в окружении Курляндской группировки вермахта, воевала в окрестностях Елгавы на территории Латвийской ССР. В период с 30 декабря 1944 года по 2 января 1945 года он вместе с младшим сержантом Громовым сражался против 25 немецких солдат. Перед ними поставили задачу во что бы то ни стало удерживать позицию в районе хутора Штервэли, и, несмотря на явное превосходство сил врага, Громову и Сидохину удалось с честью выполнить поставленную задачу.
Через несколько дней, 6 января, враг предпринял попытку при поддержке минометов и артиллерии потеснить позиции 29-й дивизии, однако наши бойцы не позволили неприятелю реализовать задуманное. В этом бою с нашей стороны погиб один человек и трое получили ранения. Среди раненных был Николай Васильевич – у него было тяжелое осколочное ранение левой руки. В госпитале хирурги приняли решение ампутировать руку…
В конце января его представили к награждению Орденом Красной Звезды, однако вышестоящее командование решило, что за свою безукоризненную службу он достоин награждения Орденом Отечественной войны I степени.
Весь израненный, без руки он вернулся на малую родину в апреле 1945 года. О дальнейшей его судьбе нам узнать не удалось.
Низкий поклон земляку
Вот были люди настоящие герои.
Кажется, это мой дедушка