Во время военных конфликтов врага бьют не только оружием, на него пытаются оказать и психологическое воздействие. Это делается для того, чтобы сломить боевой дух противника, показать ему бесперспективность сопротивления – так проще обернуть неприятеля в бегство и одолеть его.
В годы Второй Мировой войны стороны широко использовали различные приемы пропаганды для деморализации армии противника: выпускались различные листовки, плакаты, велись радиопередачи. Нередко пропаганда шла через громкоговорители прямо у линии соприкосновения войск. В рамках нашего проекта «Алтайские герои. Подвиг день за днем» нам даже доводилось рассказывать о том, как снайпер 232-й стрелковой дивизии Константин Лукич Бондаренко «снял» нескольких фашистских агитаторов, ведущих такие передачи. Они призывали наших бойцов переходить на сторону Русской освободительной армии генерала Власова.
После разгрома вермахта под Сталинградом у многих немецких солдат и офицеров моральный дух заметно пошатнулся. Надежд на скорую победу СССР практически не осталось, все очевидней становилась перспектива открытия второго фронта, при этом экономическая ситуация в Германии ухудшалась. В этой ситуации командование Красной армии решило усилить «подрывную» работу в рядах вермахта.
Большими тиражами выпускались листовки с сообщениями о провалах немецкого командования, об экономических сложностях Третьего рейха, о бытовых проблемах немцев. С самолетов сбрасывались специальные «листовки-пропуски», с которыми немецкие солдаты могли сдаться в плен – им обещали сохранение жизни, теплую и сытную жизнь в плену, а после победы Красной армии – скорое возвращение на родину.
Части, где имелись люди, более-менее сносно знающие немецкий язык, через громкоговорители вели передачи на передние порядки немецкой обороны. В этих передачах также рассказывали о бедственном положении немцев на фронте, о неминуемом разгроме Германии. Солдат призывали прямо сейчас сдаться в плен и сохранить свою жизнь.
«Дойче зольдатен! Аллен ди зих дер ротен арме гефангенгэбен вирд гарантирт — дас лебен, гуте бехандлунг унд ди хаймкер нах кригзенде», — с таких слов начинал свои передачи через громкоговоритель старший сержант Анатолий Павлович Юрусов. Затем на протяжении нескольких минут он рассказывал, как довольны немцы, отказавшиеся от борьбы – они не мучаются на лютом русском морозе, они хорошо одеты, переписываются с родными, над ними не издеваются командиры и т. п. Дальше старший сержант Юрусов рассказывал о плачевном положении немецких войск, о том, что командование обманывает рядовых и не сообщает о реальном положении дел, а на самом деле гитлеровцы стоят на пороге военной катастрофы, перечислял последние победы Красной армии.
Анатолий Павлович был помощником командира 2-й роты по политчасти 1319-го полка 185-й стрелковой дивизии. По заданию командования он регулярно «выходил в эфир» и призывал солдат противника бросить оружие и сдаться в плен. Как говорится в наградном листе, только 16 февраля он провел 19 таких передач, а всего в феврале таких передач было около 150.
«Работая по моральному разложению войск противника, тов. Юрусов ежедневно через рупор делает передачи немецким солдат и офицерам о разгроме гитлеровских войск на советско-германском фронте», — сказано в приказе о награждении Анатолия Павловича медалью «За боевые заслуги».
Было тогда Анатолию Павловичу 43 года. В молодости он участвовал в Гражданской войне, боролся с петлюровцами на Украине. Затем окончил институт, работал в сфере культуры, в 30-х годах приехал в Ойротскую автономную область (нынешняя Республика Алтай), занимался развитием художественной самодеятельности и аймачных театров. После нападения Гитлера на СССР несколько раз просился на фронт. Летом 1942 года его просьба была удовлетворена, и он оказался на Калининском фронте, вел политическую и работу с личным составом, готовил и вел агитационные передачи для неприятеля.
В марте 1943 года он был ранен – во время наступления находился в боевых порядках роты с задачей вести учет личного состава и имущества. Рядом с ним разорвался вражеский снаряд, его «зацепило» осколком. Второе ранение он получил в августе того же года при схожих обстоятельствах. Несмотря на ранение продолжал продвигаться в боевых порядках наступающей пехоты. За мужество и героизм был награжден Орденом Красной Звезды.
Лечился он в 165-м фронтовом эвакуационном госпитале, где после лечения и остался в должности начальника клуба художественной самодеятельности сортировочного госпиталя №2659. «Имея большой опыт театральной и культурно-массовой работы, сумел организовать хороший коллектив художественной самодеятельности для обслуживания раненых, — сказано в наградном листе. – Коллектив под руководством тов. Юрусова не раз обслуживал своими постановками нижестоящие фронтовые организации и отдельные воинские части». Кроме того, Анатолий Павлович регулярно выступал перед ранеными с лекциями на самые различные темы, устраивал чтения газет и книг, политинформации, концерты, киносеансы, конкурсы и другие культурно-массовые мероприятия. Через неделю после Победы, которую старший сержант Юрусов встретил в Прибалтике, его наградили еще одним Орденом Красной Звезды.
После войны Анатолий Павлович продолжил работу в сфере культуры. Почти 20 лет — с 1953-го по 1971-й годы – был директором Первого государственного интернационального театра кукол в Казани (сейчас — татарский государственный театр кукол «Экият»). В 1985 году в ознаменование 40-летия Победы был награжден Орденом Отечественной войны I степени.